среда, 12 января 2011 г.

"О любви не говори, о ней всё сказано..."

Натолкнулась в интернете на предложение моему драгоценному вниманию фильма "Бабуся". Для того, чтобы разжечь мой интерес к нему, доносят мне суть его.

"Бабуся"
  • Год: 2003.
  • Режиссер: Лидия Боброва.
  • Краткое описание: 
    Бабуся — так ласково звали ее внуки, для которых она была главным человеком на свете. Прошли годы. Внуки выросли, обзавелись своими семьями. Бабушка продала свой дом и вырученные деньги отдала внукам на обзаведение, а сама осталась жить с дочерью и зятем в полученной ими городской квартире.
    Но тут случилась беда — тяжело заболела, а потом и умерла дочь Вера. Зять категорически отказался жить с бывшей тещей. Он собирался заново устроить свою личную жизнь и не хотел брать на себя такую обузу. Оставались внуки. Но у каждого из них свои причины не брать старую женщину к себе и баба Тося тайком уходит в зимнюю холодную ночь. 

Стану я смотреть? Нет не стану. Фильм противоречит моей морали.
Даже не стану искать в себе силы выслушать аргументы "противной стороны".Проблема отцов и детей не так уж древняя, как само человечество, но изрядная старушка всё же.

О том, что дети обязаны "досматривать" своих стариков, это их ДОЛГ, знает каждый гражданин нашей великой Родины.
Как так случилось, что я имела своё особое мнение о предмете, даже не знаю. Все вокруг меня так и считали: родители заботятся, растят своих детей, соблюдая свой долг перед ними. Дети же в свою очередь обязаны досматривать своих престарелых родителей, выполняя свой детский долг перед своими стариками.
Когда мне было 15, возник спор у нас с моим старшим двоюродным братом, в котором я выступила моральным чудовищем, так как отказывалась понять основное правило человеческого существования "долг детей перед родителями". Главным аргументом моего брата, в компании со всем советским народом, являлась идея "они тебя родили". Всё, попалась. Вот так запросто в кабалу, в рабство. Самое лучшее с тобой уже случилось, ты родилась/родился, теперь плати по счетам.
А возмущалась я тому, что не просилась вовсе родиться, не брала никаких обязательств на себя до того, как стать плодом любви, или чего там, моих матери и отца. Меня произвели на свет без спроса, по доброй ли их воле, или по случайности какой.
Но думаю, что больше всего меня, 15- летнюю, пугало слово "долг". Меня волновало, что оно несёт в себе угрозу, что я, как ребёнок, обязана буду исполнять любые, даже самые сумасбродные желания моих предков. Что требования и желания их могут идти в такой фундаментальный и решительный разрез с моими жизненными чаяниями и надеждами. Боязнь эта, скорее всего, была не безосновательна. :)
Ну да. Были такие мои несколько детские страхи.

Отступаем от прошлого и вернёмся к нашему настоящему.
Что изменилось в нём? Пошатнулось ли представление нашего народа о "детском долге"? Не будем говорить "за всю Одессу", но один из представителей продвинутой интеллигенции, режиссёр фильма, похоже, стоит всё на тех же краеугольных камнях свода морали "советского человека".
А с моими моральными принципами произошла трансформация. Пусть я уже больше не боюсь "исполнения детского долга", но... вот что.

Меня ужасает аморальность факта существования нашего государства, пусть даже раздроблённого на какие-то "свободные" и независимые республиканские составляющие.
Его античеловеческое, рабовладельческое начало.
Я презираю государственных мужей за необразованность, глупость, паразитизм, кощустнство над понятием гуманность.
Как возможно такое, что люди, отдавшие свои жизни, физические силы, духовные, силу интеллекта своей Родине, вынуждены уповать на честное служение своих детей "долгу" перед ними, предками, по факту рождения? И нет никакой им надежды на достойную жизнь в свободе и независимости от экономической суеты и всяческого рода жизненных успехов своих чад.

Мы не рабы, рабы не мы?


***
На досуге пораскидывала мозгами туда, сюда и оформилось убеждение из подозрения, что мораль в обществе имела такого рода строчку потому, что не было... не было... контрацепции...
Всем ли тогдашним родителям нужны были дети? Нет. Кто-то же произвёл, помимо потомства, такие милые синонимы своим чадам: спиногрыз, паразит, выродок, ублюдок... С ужасом обнаруживаю, что список можно долго продолжать.
А я, как носитель новой моральной аксиомки, наверное, являюсь представителем нового поколения, контрацептивного... :) Не поэтому ли люди во многих странах и разных языковых группах родили выражение "завести (приобрести) детей (ребёнка)"?
Не начало ли "эры контрацепции" дало нам, новому (порядком уже заматеревшему) поколению все возможности родить своих наследников желанными, любимыми и ни в чём не обязанными нам?

 Хотя, как же законодательство и пенсионные льготы в наших родинах вписать в мою идеальную картинку?.. Эх, не вышло с убеждением-то. Осталось моё подозрение, высказанное выше, на "скамейке запасных" в ожидании дополнительных основополагающих причин формирования "нового поколения" с небывалыми доселе моральными принципами. :)

4 комментария:

  1. liska, материнский капитал - наш ответ контрацепции! :)

    ОтветитьУдалить
  2. Вот точно! :)
    Но я помню ещё те времена, когда у нас находили тела мёртвых женщин - жертв подпольных абортов. Как же, партия сказала, что надо повышать уровень рождаемости в стране.

    ОтветитьУдалить
  3. liska, у меня от всего, что происходит там, постоянное ощущение какого-то дурного сна и машины времени, в которой заело кнопку "назад" :(

    ОтветитьУдалить
  4. Да-да-да!
    Жуткое ощущение, что при князе Ярославе Мудром общество было более образовано и человечно.
    Hо я не хочу так! Я хочу видеть в дорогих моих соплеменниках доброе, мудрое, человечное!

    ОтветитьУдалить